Основными факторами, которые способствуют развитию неалкогольной жировой болезни печени, в первую очередь выступают инсулинорезистентность, висцеральное ожирение и высокое содержание триглицеридов в крови. Среди других факторов риска также указываются:
- возраст старше 45 лет;
- длительный прием лекарственных средств с гепатотоксическим действием (глюкокортикоидов, НПВП, синтетических эстрогенов, тетрациклинов и ряда других препаратов);
- синдром мальабсорбции;
- быстрое снижение массы тела;
- липодистрофии;
- болезнь Вильсона–Коновалова.
Патогенез неалкогольной жировой болезни печени включает множество механизмов, связанных с висцеральным ожирением и инсулинорезистентностью: оксидативный стресс, эндотелиальную дисфункцию, хроническое сосудистое воспаление, изменение секреции гормонов жировой ткани — адипоцитокинов.
Многие исследователи рассматривают инсулинорезистентность как самостоятельный фактор, который провоцирует развитие и способствует прогрессированию заболевания. Сегодня есть множество научных данных, подтверждающих тесную взаимосвязь НАЖБП и инсулинорезистентности.
Другим фактором, играющим важную роль в возникновении неалкогольной жировой болезни печени, является нарушение секреции адипоцитокинов. Избыточная выработка адипоцитокинов и медиаторов воспаления при ожирении способствуют развитию инсулинорезистентности, а также оказывают самостоятельное влияние на процессы ангиогенеза и атерогенеза. Существует немало исследований, которые свидетельствуют о значительной роли адипонектина в развитии стеатоза и стеатогепатита. У пациентов с НАЖБП и ожирением уровень адипонектина значительно ниже, чем у пациентов с аналогичным индексом массы тела без НАЖБП, и отрицательно коррелирует с содержанием жира в печени.
В прогрессировании заболевания и развитии фиброза печени также участвуют различные факторы роста, стимулирующие хроническое воспаление и фиброгенез. В частности, установлено, что усилению образования коллагена и соединительной ткани в печени способствуют трансформирующий фактор роста-β (TGF-β), инсулиноподобный фактор роста (IGF-1), тромбоцитарный фактор роста (PDGF). В экспериментальных исследованиях указывается, что полиморфизм генов, которые участвуют в обмене глюкозы, липидов, воспалении и развитии фиброза, может повышать риск неалкогольной жировой болезни печени, независимо от наличия ожирения и сахарного диабета.
В последние годы в научных работах также активно обсуждается возможная роль микрофлоры желудочно-кишечного тракта в развитии неалкогольного стеатогепатита, что подтверждается данными некоторых экспериментальных исследований. Увеличение числа нормальной микрофлоры и/или появление патогенной флоры в тонком кишечнике в ряде случаев приводят к развитию синдрома избыточного бактериального роста и эндотоксемии. Высокий уровень эндотоксинов способствует нарушению проницаемости кишечного барьера и оксидативному стрессу в печени, который, в свой очередь, может запустить механизмы развития неалкогольного стеатогепатита.
Таким образом, патогенез неалкогольной жировой болезни печени достаточно сложен и включает различные механизмы. В нем участвуют инсулинорезистентность, уровень адипоцитокинов, медиаторов воспаления, состояние кишечной микрофлоры и многие другие факторы, поэтому исследования механизмов патогенеза НАЖБП в настоящее время продолжаются.