Классическая форма синдрома проявляется обычно к 3-4 годам жизни. Родители отмечают нетерпеливость, импульсивность, навязчивость, упрямство, быструю возбудимость, неусидчивость, рассеянность, забывчивость ребенка. Дети с синдромом часто перебивают взрослых, не могут дождаться своей очереди, агрессивно ведут себя, если проиграли в игре. Им сложно заставить себя следовать стандартным нормам поведения. Для них вдумчивое слушание, выполнение образовательных упражнений, длительная концентрация внимания являются тяжелой задачей, требующей серьезного вложения сил.
Попытки родителей контролировать поведение ребенка, как правило, встречают с его стороны агрессию — крики, истерики, удары, иные протестные поступки. Дети с синдромом настойчиво требуют общения, внимания, не воспринимают отказы, не внимают призывам к дисциплине, не слушают объяснений, с трудом могут довести дело до конца. Для них характерна повышенная физическая и психическая утомляемость. Последняя часто проявляется головными болями.
Выплеснув эмоции, такой ребенок становится капризным, раздражительным, плаксивым, тревожным, беспокойным, нередко от усталости не может заснуть. Но следует помнить, что не все капризные и активные дети имеют синдром гиперактивности — только врач может поставить правильный диагноз.
Синдрому могут сопутствовать такие проявления, как:
- речевые нарушения;
- неврологические проблемы легкой степени тяжести — гиперкинезы, тремор, подергивание лицевых мышц, нарушение сухожильных рефлексов, координации движения;
- проблемы с восприятием, особенно часто поражается зрительный анализатор, дети испытывают проблемы с различием направлений, размеров предметов, плохо ориентируются в пространстве;
- навязчивые тики (обычно в верхней части туловища), заикание;
- нарушение ритма сна сразу после рождения ребенка;
- нарушение аппетита.
В целом характерна вторичная невротизация — многочисленные компульсии (сосание пальцев, обкусывание ногтей, повышенная внутренняя тревожность, возбудимость, напряжение. Дети часто бодрствуют ночью и испытывают сонливость днем, школьники поздно засыпают с тяжелым утренним подъемом.
Невнимательность, гиперактивность, импульсивность в тех или иных формах встречаются у большинства детей. Но у здорового ребенка эмоциональная лабильность проходит проще, проявляется не так часто, он в состоянии сам успокоиться и поддается контролю взрослого, не выделяется своим поведением среди сверстников. С другой стороны, если родители при синдроме дефицита внимания и гиперактивности списывают симптомы на особенности характера малыша и начинают его «правильно воспитывать», это только усугубляет клинику.